Методическая копилка


Сценарий праздника «Восьмое марта в 1 классе»
Ведущая: Здравствуйте, дорогие мамы и бабушки! Сегодня мы встретились здесь, чтобы отметить первый весенний праздник – праздник добра, света, жизни и любви. Итак, мы начинаем.
Под звуки музыки дети входят в класс и поют песню «Сегодня мамин праздник».
Ведущая: 8 марта – день торжественный,
                     День радости и красоты.
                     На всей земле он дарит женщинам
                     Свои улыбки и цветы!
1-й ребёнок: Сегодня, мы, мужчины, хотим высказать вам, свою любовь и уважение.
2-й ребёнок: В прекрасный день – 8 марта,
                            Когда сияет всё кругом,
                            Нам разрешите вас поздравить
                            С Международным женским днём!
Ведущая: Уважаемые мамы и бабушки, дорогие девочки! Сегодня  мы поздравляем Вас с наступающим праздником! 8 Марта – самый удивительный, самый нежный праздник весны. Этот праздник, прославляющий женщину, женщину – мать, хранительницу домашнего очага. На свете нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери. Материнская любовь согревает, окрыляет, придаёт силы слабому, вдохновляет на подвиг. На всех языках, во всём мире, одинаково звучит лишь одно слово, великое слово – мама! Сегодня мы наши улыбки, песни, стихи посвящаем вам, дорогие мамы!

Дети поют песню «Мамочка моя».

Чтение стихотворений детьми.

1-ое: Опять весна журчит ручьями,
Щебечут птицы напоказ.
И небо синими глазами
С хитринкою глядит на нас.
У мамы нынче день особый-
Пришел к ней праздник на порог.
Мы с дочкой , радостные , оба,
Готовим сладкий ей пирог.
Хоть это дело непростое,
Пирог дается нам с трудом,
Зато с утра, каким настоем
Теперь наполнен весь наш дом!
Сияет мама вся от счастья
И, улыбаясь , на ходу
Нам говорит:  Как жаль ,
что праздник
Такой бывает раз в году.
2-ое: Маму любят все на свете,
Мама — первый друг!
Любят мам не только дети,
Любят все вокруг.
Если что-нибудь случится,
Если вдруг беда,
Мамочка придет на помощь,
Выручит всегда!

3-ое: Весна шагает по дворам
В лучах тепла и света.
Сегодня праздник наших мам.
И нам приятно это.
Уже кругом синеет даль,
А снег лежит упрямо.
Сегодня солнцу очень жаль,
Что нет у солнца мамы.
Стоит мимоза на столе
В хороший день весенний.
Пускай все мамы на земле
Не знают огорчений.

4-ое: Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!
5-ое: Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!
7-ое: Мамочка – мамуля!
Как тебя люблю я!
Как я рад, когда вдвоем
Мы с тобой гулять идем!
Или что-то мастерим,
Или просто говорим.
И как жаль тебя опять
На работу отпускать!
Песенка мамонтёнка.
1-й ребёнок: Сегодня праздник мам, а ведь бабушки – тоже мамы?!
2-й ребёнок: Конечно, и поэтому сейчас пришло время сказать добрые слова и для наших бабушек.
Ведущая: С праздником, бабушки, мамины мамы,
                     Женское сердце не может стареть,
                     Пусть не тревожат душевные раны
                     И о годах вам не стоит жалеть!

Чтение стихотворений детьми.

1-ое: Я бабулю поздравляю
             С женским праздником весны!
             Я бабулю обожаю,
             Людям бабушки нужны!
             Сказку добрую расскажет,
             Колыбельную споёт,
             Тёплый зимний шарфик свяжет
             И гулять со мной пойдёт!
             Не накажет шалунишку
             И конфетку даст с собой.
             И девчонка, и мальчишка,
             Любит бабушку любой!
             Ближе бабушки чудесной
             Нет подружки у меня!
             Мне с бабулей интересно,
             Не прожить нам врозь ни дня!

2-ое: Мы с моею бабушкой — старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть!

3-ое: А вот руки бабушки — это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие, как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!

4-ое: Мы очень любим бабушку,
Мы очень дружим с ней.
С хорошей, доброй бабушкой
Ребятам веселей!
Есть много разных песенок
На свете обо всем.
А мы сейчас вам песенку
О бабушке споем!

            Дети поют песню «Про бабушку». Садятся.

Ведущая: Спасибо, ребята, вам за стихи и песни. Ну, а теперь я предлагаю всем принять участие в конкурсах. Итак, наш первый конкурс для мам.
1-й конкурс.
Дети становятся в круг, мама в центре круга. Нужно с завязанными глазами найти своего ребёнка.
2-й конкурс.
«Цветочки». Делимся на 2 команды. На отдельном столе лежат двое ножниц и много салфеток. Задача участников – как можно быстрее добежать до стола, вырезать цветок и вернуться обратно в команду. Побеждает та команда, которая быстрее других вырежет свои цветочки. Также будет учитываться качество сделанного цветочка.
3-й конкурс.
“Узнай сказку”. Я предлагаю узнать, на сколько хорошо наши бабушки рассказывают сказки, и насколько внуки внимательно их слушают. Подготовлены три сказки – перепутки. Бабушка вытягивает листок и читает текст. Каждая команда должна понять, какие же сказки задействованы.
1сказка: Жили – были три медведя. И была у них избушка лубяная, а ещё была ледяная. Вот бежали мимо Мышка – норушка и Лягушка – квакушка. Увидали избушку и говорят: “Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом!” Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Видно лежит там спящая красавица и ждет, когда Емеля её поцелует.
2 сказка: В некотором царстве, в некотором государстве жила – была Царевна – лягушка. Вот как–то раз она села на серого волка и поехала искать пёрышка Финиста Ясна Сокола. Устал волк, хочет передохнуть, а она ему говорит: “Не садись на пенёк, не ешь пирожок!” А волк рассердился и говорит: “Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!” Испугалась Лягушка, ударилась оземь и в полночь превратилась в тыкву. Увидал её Черномор и утащил к себе в замок.
3 сказка: Жил – был у бабы с дедом колобок. Лежал он как – то раз на окошке. А тут мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят всё съели, а крошки оставили. Побежали они домой, а крошки рассыпали по дорожке. Прилетели Гуси- лебеди, стали крошки клевать, да из лужи запивать. Тут кот учёный и говорит: “Не пейте, а то козлятами станете”.
4-й конкурс.
“Весёлые поварята”.
Ведущая: Спасибо, всем вам за участие в конкурсах. А сейчас, я приглашаю всех детей выйти ко мне, а Печёнова Виктория прочитает нам стихотворение.
Сегодня праздник самый лучший,
Сегодня праздник наших мам!
Ушли подальше злые тучи,
И солнце улыбнулось нам.
Сегодня в гости пригласили
Мы наших бабушек и мам,
Порадовать мы их решили,
И каждый что-то сделал сам!

Под музыку дети вручают подарки мамам и бабушкам.

Ведущая: Наш праздник подошёл к концу. Ещё раз поздравляю всех с началом весны, пусть в ваших семьях всегда светит солнце!
Много мам на белом свете.
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.





Сценарий праздника «Прощание с букварём в 1 классе»
Ведущий: Сегодня, друзья, нас пригласил к себе на праздник Букварь. Все наши дети выучили буквы, научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник, который у них называется «Букварь» и поэтому у всех нас сегодня замечательное настроение! Встречайте своих первоклассников!
Первоклассники входят по муз. песни «Первоклашка».
Ученица ( читает стихотворение.
Дети исполняют песню «День букваря».
Ведущий: Молодцы ребята, поёте вы хорошо. Вот и настало время пригласить главного героя нашего праздника. Кто же это? Давайте позовем его.
(В класс входит Букварь, обращается ко всем).
Букварь: Здравствуйте, мамы, здравствуйте папы! Привет мальчишки и девчонки! Как я рад снова встретиться с вами! А где же мои помощники – буквы?
Ведущий: Не волнуйся, дорогой Букварь. Сейчас скажу заветные слова – и весь алфавит появится перед тобой. Крибле – крабле – бум дети, превращайтесь в буквы. (Дети превращаются в буквы).
Букварь: Команда славная моя, стройся в ряд от А до Я! Гласные?
Дети: Здесь.
Букварь: Согласные?
Дети: Здесь.
Букварь: Дорогие мои помощники! Спасибо вам за то, что помогли первоклассникам в овладении чтением. А сейчас  я хочу сыграть с вами в игру «Живые буквы». Из букв нужно составить слова: школа, книга, ученик, класс, учитель.
Ведущий: Весёлая игра получилась. А теперь, Букварь, послушай, как мы научились рассказывать стихи. Начинай буква А.
(Дети читают стихи про буквы).
Ученик: Мы хотим тебе, Букварь, сказать: «Спасибо за то, что ты нас научил читать».
Букварь: Я очень рад, что научил вас читать. А сейчас я проверю, как вы хорошо знаете сказки и их героев. Они прислали вам телеграммы, но забыли поставить свои подписи. Давайте вместе разгадаем, кто их прислал.
Ø  «Спасите! Нас съел серый волк…»
Ø  «Очень расстроена! Нечаянно разбила яичко…»
Ø  «Прибыть на ваш праздник не могу, от меня сбежали брюки…»
Ø  «Всё закончилось благополучно, только хвост остался в проруби…»
Ø  «Дорогие гости, помогите! Паука – злодея зарубите!»
Ø  «Пришлите, пожалуйста, капли: мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!»
Букварь: Молодцы, ребята! Сказки знаете.
(Стук в дверь. Входит Баба Яга).
Баба Яга: Здравствуйте! И зачем вы здесь собрались? Вам не лень? Лучше бы дома на диване повалялись! А это что? Буквы? Да что в них толку? Придумали: гласные – согласные. (Подходит к согласным). Ну, эти ещё ничего! Симпатичные! (Подходит к гласным). Ну и что в них такого? Вот уж без них можно вполне обойтись.
Букварь: Нет, Баба Яга, ты ошибаешься. Попробуй-ка прочитать хоть одно слово без гласных.
Баба Яга: Ну и попробую (Пробует прочитать: Л Ф В Т). Не знаю.
Букварь: Ребята, вставьте гласные буквы и прочитайте слово. (Алфавит).
Баба Яга: Ишь, какие умные! Попробуйте-ка мои задания выполнить. Коли выполните, оставлю вас в покое. А не выполните – заканчивайте свой праздник! У меня для вас 3 задания.
1 задание: отгадать загадки.
Баба Яга: Молодцы! Загадки вы хорошо отгадываете. А сейчас проверим, знаете ли вы гласные и согласные звуки. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите в начале слова согласный, то приседаете.
(Утюг, окно, мост, стол, школа, урок, книга, лошадь, ириски, апельсин, карандаш, жук.)
Баба Яга: Какие умные детишки. Справились со всеми моими заданиями. Осталось последние испытание. Мне одной не справиться! Нужен помощник! Мне нужен двоечник!
Ведущий: Какой двоечник?
Баба Яга: Как зачем? Я, может, буду учиться в школе. Вот скажут мне: «Опять, Баба Яга, у тебя 6 двоек в дневнике!», а я отвечу: «Подумаешь, 6! А вот у одного моего приятеля целых 8! Понятно?»
Ведущий: Понятно. Мне, кажется, у нас таких нет. Хотя, погоди, Яга! Есть у меня на примете один…
Баба Яга: Кто это такой?
Ведущий: Это Незнайка! (Входит).
Баба Яга: Привет, Незнайка! Ты у меня сегодня помощником будешь. Ребята все буквы изучили, Букварь прочитали. Надо им устроить самое трудное испытание, чтобы дети с ним не справились.
Незнайка: Подумаешь, буквы. Я и без грамоты могу прекрасно стихи сочинять. Вот приготовил свеженькие, ещё никто их не слышал. (Читает свои стихи).
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.

Синеет море перед нами
Летают майки над волнами.

Ведущий: Видишь, Незнайка! Не зря говорят: «Мало уметь читать, надо уметь думать».
Баба Яга: А я ещё одно испытание хочу устроить.
Ведущий: Ну, хватит, Баба Яга, замучила нас совсем. Теперь мы будем задавать тебе вопросы, а ты отвечай.
Дети: Сколько букв в русском алфавите?
Баба Яга: 10.
Дети: Назови гласные буквы.
Баба Яга: А, Я, Г, М.
Дети: Какие буквы звуков не обозначают?
Баба Яга: Нет таких.
Баба Яга и Незнайка: Видим, что нам тоже надо идти учиться в школу. Простите нас, ребята, что хотели испортить вам праздник.
Ведущий: Мы прощаем вас и предлагаем дружить с нами. Ведь дружба всегда помогает в трудную минуту.
(Дети поют песню «Дружба крепкая»).
Ведущий: Наш праздник подходит к концу. Но нам ещё раз хочется сказать Букварю «Спасибо!»
Ученики читают стихи.
Букварь: Мы сегодня прощаемся с вами, и напоследок я хочу вручить вам небольшие подарки. (Вручение подарков).



ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА
Слушателя КПК руководителей ОУ и их заместителей Дергачёвского района
«Реализация ФГОС начального общего образования: управленческий аспект»
Белянкиной Анны Владимировны, учителя начальных классов
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Дергачи, Дергачёвского района Саратовской области»

Текст ответа:
Сценарий урока
Урок литературного чтения,
1 класс, Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова («Начальная школа XXI века», под редакцией Н.Ф. Виноградовой)
Тема урока: Знакомство со звуком и буквой  Д, д.
Дидактическая цель: создать условия для усвоения обучающимися новых знаний по теме.
Тип урока: Изучение нового материала.
Задачи: 
1)      знакомство  с буквой Д, овладение умением давать характеристику звукам;
2)       формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами;
3)      развивать речь, фонематический слух, творческое воображение;
4)      воспитание прилежания, любознательности  в процессе учения.
Методы обучения: исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: учебник «Букварь» Журова Л.Е., Евдокимова А.О., картинки, музыка для проведения физпаузы.
Этап урока
Содержание
Формирование УУД
I. Организационный момент
– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы - старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
Регулятивные действия.
Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Личностные УУД
Развитие представлений о разнообразии человеческих эмоций
Развитие навыков общения при выполнении учебных заданий
II. Актуализация опорных знаний.
- Задание «Рассыпались буквы»
- На какие 2 группы делятся все буквы? (Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки).
-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).
-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).
Познавательные УУД
II. Работа над новым материалом.
- О какой букве идёт речь в загадке?
Буква -  домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.  
(Буква Д)

Кто догадался, какая тема нашего урока?
(Знакомство  с буквой Д)
Какую цель мы поставим себе на уроке?
(Познакомиться с буквой Д, научиться читать слоги и слова с буквой Д)
-Кто выйдет и покажет на доске букву Д?
(Работа у доски)
-Рассмотрите рисунок, найдите слова,  при  произношении которых вы слышите звук [д].
 (Дети выходят к  доске, указывают название слова с буквой Д).
- Прочитайте все слова. (Читают дети, умеющие читать)
(Дети, девочка Даша, дыня, дятел, дерево, дом, дверь, дождь.)
-Какой первый звук вы слышите при произношении всех слов? (Звук [д] и звук [д’]).
– Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д’].
–Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звук?
(Согласный; при произнесении этого звука  воздух встречает преграду.)
– Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? (Звуки произносятся твердо и мягко.)
– Что еще определяем (устанавливаем) у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук.)
– Узнаем, какие это звуки. Кладем пальчики на горлышко: если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.
– Какой же это звук? (Звонкий.)
Чтение слогов с буквой Д.              
Чтение предложения читающими детьми.        
Познавательные УУД 
Самостоятельное формулирование познавательной цели




Личностные УУД
Самостоятельное планирование цели на уроке для себя лично


Познавательные УУД.
Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Коммуникативные  УУД.
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
III. Физминутка под музыку.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.

IV. Закрепление.





















V. Итог урока.
1. Работа по учебнику с.98-99.
-Итак, с какой буквой мы сегодня знакомились? Послушайте загадки и отгадайте их.
Загадки.
Вот какой забавный случай
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый.
На полу не видно луж,
Все ребята любят… (душ).
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
– Выполните звукобуквенный анализ слов «душ», «дятел».
(Работа в парах)
– Рассмотрите схемы слов.
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. Каким может быть звук [д])? (Твёрдым и мягким)
2. Дифференцированная работа.
Задание для читающих детей: прочитать рассказ с. 100
Я. Пинясов «Хитрый огурчик».
Задание для нечитающих детей: с. 98 чтение слогов, слов.
-Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришёл к нам в гости.
Днём спит, ночью летает,
Прохожих пугает. (Сова.)
- Сегодня к нам в гости пришла мудрая Сова и принесла интересное задание. Мудрая Сова прочитает вам стихотворение, а вы должны внимательно послушать и запомнить слова, в которых встречается звук [д], [д’].
Мы букву Д легко найдём и в слове день и в слове дом
А если днём ты в лес придёшь - на дубе дятла ты найдёшь.
Дятел дерево долбит – день  деньской кору дробит
Дятел жил в дупле пустом – дуб долбил как долотом.
Доктор Дятел дуб долбил – двадцать да жука добыл.
Жук – ужасный короед – всем в лесу наносит вред.
Дятел – мастер добрых дел – древний дуб – помолодел.
Дятел, дятел - мой приятель, дуб долбит, как долотом
Помоги мне, дядя Дятел для скворцов построить дом.    Г. Сапгир
(Дети называют слова, в которых встретился звук [д]).    
Учитель:                                                                      
Слов на Д ты встретишь много,
Слов на Д полно вокруг:
Дом, долина, день, дорога,
Доброта, доверье, друг.
– Что нового и  интересного   узнали на уроке?
-Что можете сказать про букву и звук [д])?
– Назовите слова с новой буквой.
– В каких словах слышится звук [д], а в каких [д’]? От чего это зависит?
-Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?
Познавательные УУД.

Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта.











Познавательные УУД.
Смысловое чтение.



Познавательные УУД
Личностные УУД
Индивидуальный маршрут развития навыка чтения



Познавательные УУД.
Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. 





Познавательные УУД

Регулятивные УУД.
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Личностные УУД
смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?
Умение выражать свои ценностные ориентиры как реакцию на предложенный или выбранный материал
Что дал урок.
- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.




Окружающий мир.
Тема: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПТИЦАХ.
Цели:
1.Уточнение знаний учащихся о значении природных условий для жизни птиц. Развивать умение находить взаимосвязи в природе.
2. Уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
3. Совершенствовать умение учащихся узнавать птиц по их устному описанию.
4. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
5. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.
Ход урока:
1. Организационный момент.
     Встали, поздоровались, у всех хорошее настро­ение! Улыбнитесь друг другу.
Тут весёлые пичужки.
Игры, песни, все для вас!
Пожелаем всем удачи
За работу! В добрый час!
2. Введение в тему.
     Ребята, сегодня наш урок я хотела бы начать с загадок.
        1) Кто в лесу без топора
            Строит избу без угла?      (птицы)       
        2) Как сажа черна, как сметана бела
            Люблю всем в лесу рассказать, где была.  (сорока)   
        3) На шесте дворец, во дворце – певец,
            А зовут его …     (скворец)         
        4) Днём спит, ночью летает
            И прохожих пугает.       (сова)         
        5) Кто без нот и без свирели
            Лучше всех заводит трели?       (соловей)         
       6) Чёрный жилет, красный берет,
            Нос, как топор, хвост, как упор.       (дятел)        
        7) Маленький мальчишка, в сером армячишке,
            По дворам шныряет, крохи собирает.      (воробей)       
     О ком были наши загадки?  ( О птицах)  Так кто сможет сказать, какой будет тема нашего урока? Я немного уточню.  
     Тема нашего урока «Что мы знаем о птицах».
3. Зимующие и перелётные птицы.  
    Зима на улице. Все белым-бело! Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Что мы относим к живой приро­де? Давайте на минуту пред­ставим себе, что мы понимаем язык птиц. Прослушайте выступление ваших одноклассников и подумайте, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
Сценка «Скворец и Цапля»..
Цапля. Здравствуй, скворушка!
Скворец. Что ты такая печальная, цапля?
Цапля. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от пти­чьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
     У. Ребята, так почему же скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени,    ни зимы?
     Д. Потому что это перелетные птицы. На зиму они уле­тают.
     У. А каких ещё перелётных птиц вы знаете?  (Ответы детей)
     Давайте обратимся к учебнику и на с. 72, рассмотрим рисунки и ответим на вопрос.
     Почему же птицы улетают от нас? Разве им у нас было плохо? (Ответы детей: холодно, нечего есть)
Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улета­ют в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Это в основном те птицы, которые питаются насекомыми. Насекомых не стало, птицам нечего есть и улетают птицы в поисках пищи. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Какие же птицы остаются с нами зимовать?   (Ответы детей)
     Ребята, а сейчас я расскажу вам о птице, которая необычна, а вот чем, вы попытаетесь догадаться сами.    /Слайд 10/
     Это небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и крестообразным клювом – клёст. Клестов называют "северными попугайчиками” за то, что они подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку и придерживая шишку цепкими коготками, достают из неё семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса.
Дятел. Чего ты, клест, визжишь? Обидели тебя, что ли?
Клест. Да нет, дятел, это я радуюсь!
Дятел. Нашел время радоваться...
Клест. Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!
Дятел. В такой мороз птенцы? Да они замерзнут!
Клест. Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха-мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки еще и весело.
     Чем же необычны эти птицы?     (Ответы детей)
     Клесты единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза.
     У. Ребята, почему у клеста птенцы зимой выводятся?
     Д. Потому что им есть что кушать.   
Учитель читает стихотворение:
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку:
В её конуре такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь, очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
(ответы детей о вопрос как можно помочь птицам в зимнее время)
Учитель продолжает читать стихотворение:
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
     Большинство птиц, из леса перелетает поближе к жилью человека.
Сценка «Глухарь и Сорока».
Глухарь. Здорово, Сорока. Где бывала, куда летала?
Сорока. Летом в тёмном лесу жила, осенью - на светлой опушке.
Глухарь. А теперь куда?
Сорока. В деревню, милок, в деревню.
Глухарь. Чем же плохо тебе в лесу?
Сорока. Да как же, милок, да как же? Птичьи гнёзда давно пустые, яичка не утащишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить и того некого.
Глухарь. Чем же в деревне-то хорошо?
Сорока. Да как же, милок, да как же! У дворовой собачки косточку стяну, на помойке объедков найду. Я птица не гордая!
     Учитель: Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
     Так чем же человек может помочь зимующим птицам?
(Ответы детей: сделать кормушки и подкармливать птиц)
     Кормушки можно сделать самые разнооб­разные.
 Ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Я вам раздам таблички, чтобы вы знали, какие птицы что любят. А вы вместе с родителями их прочитаете и будете грамотно кормить птиц. А птицы скажут вам… (хором) спасибо!
Семена для птиц
подсолнечника
(все птицы)
овса
(овсянки, синицы)
арбуза
(синицы, поползни)
пшена, проса
(овсянки, воробьи, синицы)
тыквы, дыни, кабачков
(поползни, синицы, воробьи)
кедровых орешков (поползни, дятлы)
рябины, калины (снегири, свиристели)
льна
(все птицы)
клевера
(щеглы, чечётки, воробьи, синицы)
Чтение текста и ответ на вопрос Кто обедал в птичьей столовой? 
     Ребята, а какую маленькую птичку можно чаще всего встретить рядом с жильём человека в любое время года?    (Воробья)   
Работа по учебнику с. 74-75. Чтение текста, ответы на вопросы.
Общительная – легко вступающая в общение с другими.
Обобщение учителя.
     Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу. Характерной чертой воробья является то, что он всегда живёт в самом тесном соседстве с человеком. Он населяет и шумные, многолюдные города, и уединённые деревни. Воробей почти не улетает за черту того города, где он родился. В городах воробью даже устанавливают памятники. Вот один из них в Белоруссии в городе Барановичи.    /Слайд 21/
Итог урока
     Что же нам надо сделать, чтобы птички пережили зиму?   (Ответы детей)
     Не забудьте, приготовьте на завтра еду для птичек, и мы ежедневно во время прогулок будем кормить птиц.
«Покормите птиц зимой», а учитель читает стихотворение.
Прокормите птиц зимой, чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть одна нужна.
Горсть одна и не страшна   будет им зима.
Приручите птиц в мороз к своему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Конец урока





Сценирование урока

Предмет, класс, автор учебника: ИЗО, 2 класс, Кузина В.С., Кубышкина Э.И. (Начальная школа XXI века)
Тема: Цветы нашей Родины.
Дидактическая цель: создать условия для формирования умений понимать и чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения человека.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Задачи:
·         познакомить с цветущими растениями нашей Родины, а так же с цветами, занесенными в Красную книгу;
·         различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к ним средствами художественного языка;
·         совершенствовать специальные «универсальные» умения через практическую деятельность в процессе обучения;
·         развивать коммуникативные УУД (умения с  достаточной полнотой и четкостью выражать свои мысли) и познавательные УУД (самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера);
·         развивать организационные общеучебные УУД (самостоятельное выделение познавательной цели, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя);
·         воспитывать умение рисовать коллективно, бережное отношение к природе.
Методы обучения: геометральный (способ разложения предмета на простейшие геометрические фигуры), проблемный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.
Средства обучения: для учителя – интерактивная доска, презентация к уроку, музыкальное сопровождение, Красная книга; для обучающихся – бумага для рисования, цветная бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти для рисования, простой карандаш, салфетка, палитра.



Технологическая карта урока

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Универсальные действия
1.      Организационный момент (1 мин.)
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Во – первых на нашем сегодняшнем уроке много гостей, а во – вторых, проведу его я Белянкина Анна Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ №1 р.п. Дергачи» Саратовской области.

- Прозвенел звонок. Начинаем наш урок.
-Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.
-А теперь проверим свое рабочее место. Всё ли у нас готово к уроку: бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти. Оцените его. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.

 Настрой на урок.      










Самооценка готовности к уроку.











Регулятивные (правильность выбора учебных принадлежностей)
2.      Целепологание
(2 мин.)
-Ребята, отгадайте загадку.
Из нарядной яркой чашки
угощаются букашки. (Цветок)
-Правильно, а как вы думаете, почему я начала сегодняшний урок с загадки про цветы?
-Чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие?
-Да, сегодняшнее занятие будет посвящено цветам нашей Родины




Ответы детей.



Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста)
Регулятивные (в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи)
3.      Введение в тему урока
(5 мин.)
-Цветы – сама жизнь. О цветах складываются стихи и песни, сказки и легенды. Художники переносят их красоту на свои полотна.
-А вам, ребята нравятся цветы?
-Посмотрите на картину известного русского художника Ильи Репина «Букет цветов». Какие цветы изображены на этой картине?
- А посмотрите вот на этот яркий, красивый цветок. Кто знает его название? (показываю на дельфиниум).
- Этот цветок называют дельфиниум.
- А как вы думаете, почему цветок так назвали? Может он кого-то напоминает?
-Название этого цветка связано с его формой. Греки, сравнивали бутоны с головой дельфинов. Греческая легенда гласит, что когда-то в Древней Элладе жил одаренный юноша, который по памяти изваял свою погибшую девушку и вдохнул в изваяние жизнь. За эту дерзость греческие боги превратили его в дельфина. Однажды возрожденная девушка пришла на берег моря и увидела в волнах дельфина, который подплыл к берегу и положил к ногам девушки нежный цветок, излучающий лазоревый свет. Это был цветок дельфиниума.
 -Ребята, а на какие две группы мы можем разделить цветы?
- А кто знает, какие полевые цветы растут в нашей местности?



Рассуждают о многообразии и красоте цветов



Ответы детей












Полевые, садовые.

Одуванчики, ромашки, ирисы, тюльпаны, колокольчики, васильки..


Коммуникативные (формирование собственного мнения)



Познавательные (ознакомление с многообразием цветов)
 

4.      Познавательный цикл учебного занятия.
(3 мин.)
- А какова роль цветов в создании настроения человека?
- Верно. С цветами мир вокруг становится наряднее. Чтобы украсить комнату или себя человек издавна использовал цветы. И я сегодня хочу украсить наше с вами занятие цветами. (На столах букеты с цветами)
- А что это за цветы я поставила на столы?
- А почему люди придумали искусственные цветы?
- Молодцы, ребята, но самое главное, что используя искусственные цветы люди не рвут живых. Ведь некоторых видов цветов становится все меньше и меньше. И поэтому их занесли в Красную книгу.

Ответы детей




Искусственные

Ответы детей.
Личностные (развитие эстетических чувств)





Личностные (духовно-нравственное развитие детей по средством формирования особого отношения к  природе)
5.      Физпауза (1 мин.)
- Сегодня вы работаете в группах. А чтобы группы были еще сплоченнее – выполним небольшую физминуту.
- Я прошу вас встать в круг вокруг ваших столов друг за другом и на минуту превратиться в полевые цветы.
- На полянке светило солнышко, и все цветы потянули к нему свои листочки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. (Встают на носки, поднимают руки, перебирают пальцами).
- Но подул сильный ветер  и стал раскачивать цветочки в разные стороны, крепко держатся корнями цветы и только раскачиваются. (Дети раскачиваются в стороны).
- Ветер принес дождевые тучки, и растения почувствовали первые капли дождя. (Дети легкими движениями пальцев касаются спины).
- Дождик стучит все сильнее и сильнее. (Дети усиливают движения пальцев)
- Цветочки стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими листочками.
(Дети проводят ладошками по спинам).
- Но вот вновь появилось солнышко. Цветочки обрадовались, стряхнули с листьев лишние капельки дождя, оставили только необходимую влагу. Цветы почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.



Выполняют упражнения

6.    Демонстрация последовательности работы над рисунком
 (3 мин.)
Прежде чем перейти к творческой работе давайте вспомним технику безопасности работы на уроке изо.
- А вы когда-нибудь рисовали цветы с помощью геометрических фигур?
-А это между прочим очень интересно.
- А какие геометрические фигуры вы знаете? (на интерактивной доске появляются геометрические фигуры)
- Вначале определим направление расположения листа. Его можно расположить и вертикально и горизонтально, но т.к. мы с вами будем изображать три цветка, то лучше расположить лист по вертикали.
Изображение цветов должно быть  довольно крупным.
- Рисуем круг, в центре листа бумаги. Вот так.
- А теперь давайте возьмем бумагу другого цвета, где у нас уже нарисованы фигуры и вырежем  их.
- И сейчас мы наши заготовки приклеим к нашему листу бумаги. Вот так.
- А сейчас я вас ребята научу рисовать из геометрических фигур цветы. Смотрите. Например, из треугольника мы можем нарисовать колокольчик,  а из овала можем нарисовать тюльпан, а из круга ромашку. Смотрите, ребята, сначала я решила сделать цветок из треугольника. Это будет колокольчик.
- Какие у вас есть вопросы?
- А вы когда-нибудь рисовали под музыку?
- Вот и сейчас я предлагаю рисовать под музыку. (Включаю музыку)
- Чувствуете, как музыка задает нам настроение, а линии получаются ровные и красивые. Правда?



Нет.


Круг, овал, треугольник.

















Задают вопросы

Ответы детей.








Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней)













Коммуникативные (задавать существенные вопросы)
7.    Творческая практическая деятельность учащихся (9 мин.)
Рисование

Личностные (составление своего узора)  Коммуникативные (общение с соседом по парте)
8.    Итог занятия (2 мин.)
Каждая группа показывает свои рисунки.
- Молодцы ребята, все отлично справились с заданием.
Дети вывешивают свои рисунки на доску

9.      Рефлексия  (2 мин.)
Давайте подведем итоги.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Вам было интересно?
-Оцените работу своей группы: если вы работали дружно и у вас все получилось – положите свои правые ладошки в центр стола, а если пока не получилось поработать дружно – положите левые лодыжки.
- Я тоже хочу оценить  вашу работу.  Вы все сегодня отлично справились с заданием. Огромное спасибо каждой группе. До свидания.


Ответы детей

Коммуникативные (умение выражать свои  мысли)


Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы)

Комментариев нет:

Отправить комментарий